Как работать
с параграфом учебника
v Прочитай весь параграф, составь общее и целостное
представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри
карты, схемы, рисунки и др.
v Обрати особое внимание на выделенные в параграфе факты,
выводы, идеи.
v Составь развернутый план.
v Старайся связать с материалом параграфа то, что ты слышал и
видел на уроке, записал в тетрадь.
v Вспомни, что ты читал по данной теме, видел в музеях, кино.
v Иногда необходимо просмотреть пункты, которые изучал раньше.
v Если что-то показалось тебе непонятным, или, наоборот, очень
заинтересовало тебя, обратись к справочной литературе, в справочник, в
энциклопедии.
v Проверь, как усвоил материал темы, расскажи его сначала по
плану, потом без него.
v Подготовь ответы на вопросы и задания в конце параграфа,
выполни задания, предложенные учителем.
Как
составлять план
v Внимательно прочитай название темы плана, текст параграфа и
выбери из него только тот материал, который раскрывает тему плана.
v Начинай составлять план только тогда, когда усвоил
содержание материала целиком.
v В зависимости от вида плана, выбери один из двух
предлагаемых путей: а) если план простой, раздели текст на части по смыслу,
выдели в них главные мысли; четко, ясно, конкретно сформулируй их и запиши; б)
если план развернутый, соотнеси главные мысли между собой и запиши их в виде
основных пунктов; найди положения, раскрывающие главные мысли, запиши их в виде
подпунктов.
v Составь план, проверь, раскрывает ли он содержание темы,
помогает ли усвоить материал, представить картины исторического события, понять
и осознать причины этих событий, сделать выводы.
Как работать
с историческими письменными источниками.
v Прочитай название документа. Определи, кто его автор. Когда
и где написан документ? Где напечатан? Основные сведения о документе запиши в
тетрадь.
v Сориентируйся по названию документа, с каким содержанием
имеешь дело (воспоминания - рассказ о событиях отдельных лиц; универсал,
Конституция, устав - законодательный акт, содержащий перечень требований,
правил, законов и т.д .; инструкция - перечень обязательных требований к
исполнению и т.д.)
v С какой целью работаешь над документом, какие задачи должен
выполнить?
v Внимательно прочитай текст документа.
v Узнай неизвестные понятия, значение отдельных слов. Обрати
внимание на комментирование, сопровождающее текст.
v Проанализируй, понял ли ты текст документа. Можешь ли
выполнить поставленную задачу?
v Выполни поставленную задачу.
Алгоритм
характеристики правителя
v Время жизни
v Титул, положение
v Основные направления деятельности
а) внутренняя политика
б) внешняя политика или — в
экономической сфере (цель, мероприятие, результат) — в социальной сфере — в
политической сфере — в культуре
v Результаты деятельности — чего добился — как оценивают
(наличие однозначных оценок, противоречивые оценки, остается неоцененным по
достоинству); позиции современников, потомков, ученых
v Твое личное отношение к личности
Алгоритм
характеристики деятеля культуры
v Время жизни
v Особенности эпохи — идеи, стили и направления культуры,
нашедшие отражение в творчестве — отражение общественных проблем в
произведениях
v Творческие достижения и влияние на современников
v Место в отечественной и мировой культуре
Как
рассказать о памятнике архитектуры
v Автор, название, назначение и местонахождение памятника.
Исторические условия его создания (характеристика эпохи).
v Предыстория создания памятника.
v Характеристика памятника: место в ландшафте; особенности
планировки; в особенности внутреннего и внешнего убранства, архитектурный
стиль.
v Мнение современников и искусствоведов о памятнике.
v Историческая судьба памятника.
Как написать эссе (историческое сочинение)
Написание эссе - рассуждения по заданной проблеме. Это сложное
задание, в котором требуется показать свой уровень понимания исторической
проблемы, владения историческим материалом, знания историографии, терминологии.
Эссе показывает общую культуру и кругозор автора. Поэтому, написанию эссе
предшествует большая подготовительная работа, которая длится определённое
время. Она включает чтение литературы, осмысление и обсуждение с наставником
или сверстниками собственной точки зрения, выработку стиля написания, знание
проблемных вопросов истории и точек зрения учёных. Что касается технологии, то
она включает следующие этапы:
1. Выберите высказывание учёного, которое вы понимаете лучше
других и можете рассуждать на заданную тему.
2. Внимательно изучите критерии эссе. Как правило, от вас требуется сформулировать
проблему, объяснить, почему её выбрали (актуальность), сформулировать 3-4
задачи по заданной проблеме; указать историков и их точки зрения по данному
поводу (историография), высказать собственную позицию, которую следует
аргументировать фактами. При этом следует использовать термины и устойчивые
выражения. В конце работы следует обязательно сделать вывод.
3. Составьте план работы. Особенно тщательно поработайте над
формулировкой проблемы и задач; припомните историков, подберите факты, которые
наиболее ярко иллюстрируют проблему.
4. Приступая к написанию текста эссе, следите за стилем, и
логикой изложения.
5. Ваши выводы должны содержать решение тех задач, которые
поставлены вами в работе.
Чтобы ваше эссе было неординарным, следует думать, писать и
переписывать, оттачивая каждый момент работы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий